Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России реализуются программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.

Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Доступная среда в дошкольном образовательном учреждении, её обустройство, подразумевает проведение массы различных мероприятий, связанных с обустройством безбарьерных условий. 

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ(ОСИ)

В нашем дошкольном учреждении созданы условия доступности для инвалидов и маломобильных групп населения:

  • Перила и поручни предназначены как для выполнения опорной функции, так и навигационной. Перила и поручни могут быть использованы людьми, страдающими нарушением работы органов зрения и опорно-двигательного аппарата.
  • Доступная среда обустроена средствами информирования для слабовидящих и слепых людей.

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются и отражены в паспорте доступности, в адаптированной основной образовательной программе.

Специально оборудованные учебные кабинеты

Оборудованы: кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, учителя-дефектолога, музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната, компьютерный класс.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют групповые помещения и объекты ( кабинет педагога-психолога, логопедические кабинеты, кабинет учителя-дефектолога, музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната, компьютерный класс). Все объекты для проведения практических занятий, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей оснащены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Все материалы доступны детям, при этом разграничены их места хранения и использования. Материалы периодически обновляются. Распределение по центрам сохраняется во всех возрастных группах, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту и особенностям развития и здоровья детей.

Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом с учетом развития детей с ограниченными возможностями здоровья в разных видах деятельности и включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей. 

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В каждой возрастной группе есть методический библиотечный фонд, где имеется художественная и научно-методическая литература для педагога. В центрах Речевой активности для детей представлены произведения художественной, научно-популярной и справочной литературы.  Методический кабинет обеспечен учебно-методической литературой для реализации Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для реализации потребностей детей инвалидов и детей с ОВЗ в двигательной активности на занятиях и в свободной деятельности в детском саду  имеется необходимое физкультурно-спортивное оборудование. Для физического развития детей в спортивном  зале имеется спортивный инвентарь, позволяющий обеспечивать оптимальное физическое развитие воспитанников в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной двигательной деятельности детей: мячи, скакалки, обручи, мешочки для метания, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, наклонная доска, кегли, палки гимнастические, маты, мягкие модули, напольный коврик камешки «первый шаг», мягкие камешки, шипы, травка мягкая, шишки; массажный коврик резиновый, с камнями;  тактильная массажная дорожка (шары), массажная дорожка — шагайка. 

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для организации разнообразных видов деятельности воспитанников ДОУ  обеспечено средствами обучения и воспитания:

— игровым и учебным оборудованием (дидактические игры, игрушки, учебные пособия),

— спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты, обручи и др.),

— учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, различный демонстрационный материал),

— компьютерным оборудованием, оснащенным доступом к информационно-телекоммуникационным сетям (ноутбук, мультимедийный проектор) для организации работы педагога,

— аппаратно-программными и аудиовизуальными средствами (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты с презентациями и демонстрационными материалами для проведения образовательной деятельности по образовательным областям – познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое),

— печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Имеется кнопка вызова для маломобильных групп населения, вывеска с названием организации, графиком работы организации выполнена рельефно — точечным шрифтом Брайля. При необходимости ребенку-инвалиду и лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья; в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.

Специальные условия питания

Питание организовано в соответствии с «Примерным меню для организации питания воспитанников с 3 до 7 лет с 12-часовым режимом пребывания». Приготовление пищи осуществляется на пищеблоке, оборудованном согласно требованиям санитарного законодательства в полном объеме. Питание воспитанников осуществляется в групповых помещениях.

Информация о специальных условиях охраны здоровья

В ДОУ созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с традиционными формами работы по физической культуре: утренней гимнастикой, НОД, подвижными играми, физ.минутками, гимнастикой после дневного сна, активным отдыхом используются и нетрадиционные формы оздоровления: дыхательная гимнастика, оздоровительный бег, фитонцидотерапия (лук, чеснок).

С целью снижения заболеваемости в детском саду успешно применяется система закаливающих мероприятий.  Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.    

Информация о доступе к информационным системам и информационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обучающиеся самостоятельный доступ к информационным системам, электронным образовательным ресурсам не имеют, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 

отсутствуют.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем детском саду имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

· Дети инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам;

· Имеются следующие технические средства обучения, предназначенные для всех категорий воспитанников с ОВЗ, в том числе и для детей инвалидов:

— Интерактивная парта с аудио-видеомодулем и wi-fi-адаптером, образовательным пакетом программ «Волшебный экран», и развивающими играми В. Воскобовича;

— мультимедийные установки (проектор, ноутбук);

— музыкальные центры;

— сенсорное оборудование;

— развивающее оборудование (дары Фребеля,  песочница для работы с песком).

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:

— возможность индивидуального сопровождения воспитанников узкими специалистами ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог);

— работа с семьями воспитанников;

— методическая работа с педагогами.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Нет

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Нет.